|
Наши контакты |
тел.: +7 (495) 367-13-77 e-mail: greko@cgconsult.ru
|
|
Оценка нематериальных активов
Конкретизация понятия интеллектуальная собственность
дана в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной
собственности (ВОИС). Конвенция была принята на Стокгольмской конференции
в 1967 году и ратифицирована в 1968 году СССР, откуда следует, что
ИС включает права, относящиеся к:
- литературным, художественным и научным
произведениям;
- исполнительской деятельности артиста,
звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
- изобретений во всех областях человеческой
деятельности;
- научным открытиям;
- промышленным образцам;
- товарным знакам, знакам обслуживания,
фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
- защите против недобросовестной конкуренции.
Существует три общепризнанные в мире правовые
формы защиты интеллектуальной собственности: авторское право, патентное
право, и коммерческая тайна.
Авторское право - форма правовой защиты
в отношении литературных, художественных и научных произведений.
Смежные права - это права, примыкающие
к авторскому праву, они защищают: исполнителей (актеров, певцов,
танцоров и т.д.); производителей фонограмм; организации эфирного
и кабельного вещания.
Патентное право - форма правовой защиты в отношении
изобретений во всех областях человеческой деятельности.
Коммерческая тайна - не являющиеся государственными
секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией,
управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение
(передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. К
информации, составляющей КТ, относят сведения, которые называют
«ноу-хау».
Ноу-хау - не являющиеся общеизвестными
и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности:
различного рода технические знания и опыт, включая методы, способы
и навыки; разработки и использования технологических процессов;
методы и способы лечения и т.п.
В соответствии со ст. 1465 ГК ч. 4 секретом производства
(ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные,
технические, экономические, организационные и другие), в том числе
о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической
сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной
деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую
ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих
лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых
обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Ноу-хау как термин и как продукт коммерческого
оборота и объект правового регулирования появился в США, но вскоре
вышел на международную арену. В буквальном переводе с английского
know-how означает «знать как» (сокращенный вариант фразы «знать,
как это сделать»). Зачастую термин ноу-хау ошибочно употребляют
как синоним важной технической новинки.
В современных условиях развития экономики информация
коммерческого или технического характера, использование которой
позволяет повышать эффективность бизнеса, является весьма значимым
и достаточно дорогим товаром. Как необходимый элемент бизнеса, она
может занимать важное место в структуре активов компании.
К ноу-хау могут быть отнесены:
-
конструкторская,
технологическая, проектная, экономическая, юридическая и другая
документация, предназначенная к использованию в производстве
и реализации товаров и услуг;
-
незапатентованные
изобретения, формулы, рецепты, составы, расчеты, опытные образцы,
результаты испытаний и опытов;
-
системы
организации производства, маркетинга, управления качеством продукции
и услуг, системы управления кадрами, финансами, политикой капиталовложений;
-
другие
результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
проектно-технологических, инновационных и производственных работ.
Коммерческая тайна не требует официального
признания ее охраноспособности, государственной регистрации, а также
уплаты государственных пошлин. Однако коммерческая тайна должны
быть оформлена приказом по предприятию, т.е. должен быть введен
режим охраны. В противном случае режима охраны не существует.
В отличие от материальных вещей, интеллектуальная
собственность имеет не только реальную стоимость, в которую входят
затраты на получение информации и ее защиту, но и потенциальную
стоимость (возможная прибыль при ее реализации).
Конвенция об учреждении Всемирной организации
интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Стокгольме 14
июля 1967 г., и членом которой является Россия как правопреемница
СССР, предусматривается, что объектами права интеллектуальной собственности
являются:
- литературные, художественные произведения и научные труды;
- исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;
- изобретения во всех областях человеческой деятельности;
- научные открытия;
- промышленные образцы;
- товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования
и обозначения;
- пресечение недобросовестной конкуренции.
К объектам интеллектуальной собственности относят
также программы для ЭВМ и базы данных, а также топологии ИМС. Парижская
конвенция, членом которой также является Россия правопреемница СССР,
предусматривает, что объектом охраны промышленной собственности
являются:
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- товарные знаки;
- знаки обслуживания;
- фирменные наименования;
- указания на источник;
- наименования места нахождения;
- пресечение недобросовестной конкуренции.
В разных странах существуют различные трактовки
понятий «интеллектуальная собственность» и «промышленная
собственность» и не всегда все объекты из перечисленных выше
включаются в эти понятия.
Так в России к объектам промышленной собственности
относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные
знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.
К объектам интеллектуальной собственности относят
вышеперечисленные объекты промышленной собственности, а также объекты
авторского права: литературные произведения, включая программы для
ЭВМ, драматические, музыкально-драматические, хореографические произведения
и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста,
аудиовизуальные произведения, кино – видео - телефильмы, слайдофильмы,
диафильмы, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
и сценографического искусства, произведения архитектуры, фото произведения,
карты, планы, эскизы, а также - переводы, обработки, аннотации,
рефераты, обзоры, сборники произведений (энциклопедия), антологии,
базы данных. Объектом интеллектуальной собственности являются также
топологии ИМС.
Промышленная собственность
Понятие промышленной собственности иногда неправильно
относят к движимой или недвижимой собственности, используемой для
промышленного производства (фабрикам, производственному оборудованию
и т.п.). Однако промышленная собственность – это вид интеллектуальной
собственности, и, таким образом, к ее объектам относятся и творения
человеческого разума. Типичными объектами этого вида собственности
являются изобретения – новые решения технических задач и промышленные
образцы как дизайнерские решения, определяющие внешний вид промышленных
продуктов. Кроме того, промышленная собственность включает товарные
знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения,
в том числе указания на источник происхождения и наименования места
происхождения, и защиту от недобросовестной конкуренции. Здесь продукты
умственной деятельности хотя и присутствуют, но они не заметны,
однако при этом учитывается, что такие объекты промышленной собственности
обычно представляют собой знаки, передающие информацию потребителям,
в частности информацию о предлагаемых на рынке продуктах и услугах,
что защита направлена против неправомочного использования этих знаков,
которое может вводить в заблуждение потребителей, а равно и общество
в целом.
Словосочетание «промышленная собственность» может
показаться не совсем точным, поскольку пока речь идет только об
изобретениях; основным сектором экономики, заинтересованным в них,
является промышленность. В самом деле, изобретения используются,
как правило, на промышленных предприятиях. Но товарные знаки, знаки
обслуживания, коммерческие наименования и обозначения представляют
интерес не только для промышленности, но также и главным образом
для торговли. Несмотря на недостаточную точность, выражение «промышленная
собственность» приобрело, по крайней мере в европейских языках,
значение, которое определенно охватывает не только изобретения,
но и другие упомянутые объекты.
Потребность в патентном праве обусловлена невозможностью
прямой охраны технического или художественно-конструкторского творчества
средствами авторского права. В отличие от объектов авторского права,
изображения, полезные модели и промышленные образцы, а также по
своей сути товарные знаки, как решение определенных практических
задач в принципе повторимы. Они могут быть созданы независимо друг
от друга разными лицами. Поэтому их охрана предлагает формализацию
в законе их признаков соблюдение специального порядка определения
приоритета, проверку новизны и установление особенного режима использования.
Такую охрану обеспечивает только патентное право.
Патентная правовая охрана подразумевает существование
исключительного права на использование объекта промышленной собственности,
принадлежащего патентнообладателю.
Часть 4 Гражданского кодекса РФ определяет в
чем состоит исключительное право, что понимается под использованием
объекта промышленной собственности, при каких условиях возникает
исключительное право, что может быть его объектом и кто – субъектом,
то есть кому оно может принадлежать, чем оно обеспечивается.
Авторское право (копирайт)
Копирайтом охраняются произведения литературы
и искусства, такие как стихи, проза, музыкальные произведения, произведения
живописи, кинематографии и т.д. В большинстве европейских языков,
кроме английского, вместо слова «копирайт» используется термин «авторское
право». В английском языке слово «копирайт» обозначает действие,
которое может производиться только автором того или иного произведения
литературы или искусства либо с разрешения автора. Это действие
состоит в изготовлении копии произведения – книги, картины, скульптуры,
фотографии, кинофильма. Словосочетанием же «авторское право», употребляемым
по отношению к лицу, являющемуся создателем произведения искусства,
его автором, подчеркивается признаваемый в большинстве законодательств
факт, что автор имеет определенные особые права на свое произведение,
в частности право воспрепятствовать искаженному ею воспроизведению
(такое произведение может осуществляться только самим автором, тогда
как изготовление копий может осуществляться другими лицами, например
издателем, который получил лицензию на это от автора.
Вообще говоря, копирайтом охраняется выражение
авторской идеи, а не сама идея.
Так, если автор публично высказывает идею, касающуюся
сборки радиоприемника, копирайт, возникающий при публикации этой
идеи в форме статьи или обзора, не будет препятствовать использованию
данной идеи третьей стороной и создания такого приемника, но будет
защищать ее автора от изготовления копий его статьи без его согласия.
Что касается самого изобретения, то оно не охраняются копирайтом.
Если лицо, которое довело сдои идеи до общего сведения, например
в разговоре, не имеет права на патентную защиту, оно не может воспрепятствовать
использованию этих идей другими. Но когда та или иная идея выражена
в материальной форме, то для описаний, нот, чертежей и т.д., в которых
она воплощена, существует защита в виде копирайта.
Однако для того чтобы работа охранялась копирайтом,
она должна быть оригинальным произведением. Идеи, содержащиеся в
ней, не обязательно должны быть новыми, но литературная или художественная
форма их выражения должна быть оригинальным произведением автора.
В этой связи следует отметить, что требование оригинальности относится
как к содержанию, так и к форме. Но в том, что касается формы выражения,
оценка оригинальности иногда представляет трудности. Это относится,
например, к произведениям искусства (особенно живописи и скульптуры),
по отношению к которым использование копирайта связано преимущественно
с демонстрацией или продажей оригинала. Тот факт, что автор позволяет
себе расстаться с оригиналом, вовсе не означает, что он должен отказаться
от получаемой с этого оригинала прибыли. Так, некоторые законодательные
акты обеспечивают получение автором доли прибыли от его произведения,
предусматривая «последующее право», позволяющее автору каждый раз
при продаже произведения получать процент от продажной цены.
Окончательная фиксация произведения в материальной
форме (в виде рукописного или печатного текста, фотографии, звуке-
или видеозаписи, скульптуры, конструкции, картины, графической продукции
и т.д.) не всегда является необходимым условием для его защиты.
Однако в некоторых странах (примечательно, что именно в тех, которые
следуют англо-американской правовой системе) требуется – главным
образом ради доказательства права на защиту – определенная фиксация
произведения еще до того, как будет гарантирована защита,
Произведения могут быть опубликованы или не опубликованы.
Значение, которое должно придаваться понятию «публикация», было
предметом серьезных споров. В конце концов все сошлись на том, что
распространение произведения должно быть достаточным для удовлетворения
разумных потребностей публики, причем необходимо учитывать природу
произведения, так как очевидно, что удовлетворение потребностей
публики, например, в книгах – это не то же самое, что удовлетворение
потребности в грампластинках или фильмах. Некоторые действия, такие
как сценическое представление, декламация, радиовещание, не охватываются
понятием «публикация», поскольку они порождают временное впечатление,
тогда как публикация (в широком смысле, а не только в смысле фиксации
графическим способом) позволяет оценивать сущность произведения.
Наконец, охрана произведения не зависит от его
качества или ценности: оно будет защищено независимо от того, является
ли оно плохим или хорошим в эстетическом плане, и даже независимо
от цели, для которой это произведение предназначено, потому что
возможное его использование не имеет ничего общего с его защитой.
Для создателя продукта умственной деятельности
копирайт – это в основном право на признание как автора произведения
и право извлекать из него прибыль путем получения в течение определенного
периода доходов, которые приносит это произведение. Защита копирайтом
в общем предполагает, что использование кем-либо произведений или
некоторые связанные с этим действия незаконны, за исключением тех
случаев, когда имеется разрешение автора или владельца копирайта.
Речь идет, в частности, о копировании или воспроизведении любым
способом и в любой форме любого вида произведения, о публичном представлении
некоторых произведений (таких, как музыкальные, драматические, кинематографические),
о широковещательной трансляции всех видов произведений по радио,
телевидению или другими средствами, а также об адаптации произведения
для другого средства массовой коммуникации. На такого рода использование
нужно получить предварительное разрешение, но иногда принадлежащее
автору или владельцу копирайта исключительное право на разрешение
использовать или опубликовать произведение заменяется простым правом
на вознаграждение при использовании или публикации произведения,
а в некоторых случаях по закону возможно его использование даже
без выплаты вознаграждения.
Права существуют для того, чтобы их уважали,
и если этого не происходит, то применяются санкции. Любое неправомочное
использование произведения, защищенного копирайтом, когда разрешение
на такое использование требуется по закону, является тем, что называется
нарушением копирайта (например, воспроизведение, публичное представление,
широковещательная трансляция или какая-либо другая передача произведения
публике, осуществляемая без разрешения, адаптация в какой-либо иной
форме без согласия автора, плагиат и т.д.). Законодательство устанавливает
санкции для защиты от противоправных деянии, связанных с такими
нарушениями. Санкции могут быть гражданскими или уголовными в зависимости
от тяжести нарушения.
Общепринято, что весь комплекс прерогатив, которые
составляют копирайт, должен быть признан и защищен по крайней мере
на протяжении жизни автора. После его смерти произведение некоторое
время продолжает находиться под защитой. Особый характер собственности
на произведения литературы и искусства, вытекающий из предназначения
творений человеческого разума, которое заключается в обогащении
культуры общества, потребовал законодательно ограничить срок действия
исключительных прав на использование произведения, переходящих к
потомкам автора. Период сохранения таких прав составляет 50 лет
после смерти автора. Считается, что это обеспечивает справедливый
баланс между сохранением экономических прав, принадлежащих автору,
и потребностью общества в доступе к явлению культуры.
По истечении срока защиты произведение становится
общественным достоянием, т.е. оно может использоваться кем угодно
без какого-либо разрешения. Однако в этой связи следует упомянуть
о введении в некоторых странах статуса так называемого платного
общественного достояния. Этот статус предполагает, что при использовании
произведения, которое больше не защищено копирайтом, следует, тем
не менее, выплачивать долю дохода от его использования специально
назначенному органу или правомочному ведомству. Собранные таким
образом средства часто используются для общественных целей, социального
обеспечения и развития культуры.
|
|