Средний бизнес как класс
Опубликовано в журнале "Русский миллионер"
http://www.rmil.ru
29 июня на встрече с членами Правительства и руководством обеих палат Федерального Собрания Президент Дмитрий Медведев сообщил, что подписал Бюджетное послание на 2012–2014 годы.
- Завизирован очередной официальный документ, - скажет читатель. И – ошибется.
Ибо это тактика и стратегия государственной экономической политики сразу на три года, на которую безусловно будут влиять выборы в Государственную Думу и избрание нового Президента России.
Ключевые задачи ныне провозглашаемой бюджетной политики – модернизация страны, создание необходимых условий для повышения ее конкурентоспособности и устойчивого долгосрочного развития. Особо отмечу, что это - жизненная необходимость, чтобы в условиях глобализации не остаться на задворках мировой экономики, провести свою индустриализацию XXI века, и, в конечном итоге, России, как государству, уверенно жить в сложном современном мире.
В Бюджетном послании намечено осуществить системные меры по двенадцати крупным направлениям. В частности, на 2012–2013 годы будут снижены максимальные ставки обязательных страховых взносов с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса в производственной и социальной сферах, а также для широкого круга некоммерческих организаций – с 26 процентов до 20 процентов. Произойдет замена существующего налога на имущество специальным налогом на недвижимость, будет расширена патентная система налогообложения малого предпринимательства.
Такие меры затронут интересы не только организаций, но и домохозяйств, то есть всех нас.
Намеченное будет непросто исполнить, если продолжится слабый экономический рост и отток частного капитала. По оценке Банка России, чистый отток частного капитала в первом полугодии составил 31,2 млрд долл. Для сравнения, за такой период прошлого года из страны «ушло» 11,5 млрд долл. Таким образом, в годовом выражении вывод денег за рубеж вырос в 2,7 раза.
О взносах и налогах в последнее время говорят много, остро спорят и маститые экономисты, крупные и средние предприниматели, и обыватели. Одни дискутируют о сегодняшней системе налогообложения, другие задумываются о будущем бизнеса и собратьев по экономическому классу.
В свежей редакционной почте нашел на днях письмо от Константина Гречухина, генерального директора ООО “Конгресс Консалтинг”. Письмо – раздумье, письмо – напоминание о том, что бюджет наполняется и трудом небольших коллективов, у которых есть свои амбиции, свои Эвересты (4 июля – день рождения Дж. Эвереста, английского ученого-геодезиста, в честь которого названа высочайшая в мире горная вершина).
Мне было интересно читать данное письмо. А вы, уважаемые читатели, судите сами.
«Понятие среднего, наверное, страдает везде. Не в том смысле, что плохо ему, но недостаток внимания ощущается. Правда, этот фактор отдельными категориями воспринимается именно как плохой. Но не о них мы сейчас.
Мы об экономике, точнее, о бизнесе. Среднем.
Возьмите информацию за последнее десятилетие. Самые острые и злободневные темы либо о малом бизнесе, либо о крупном. Споры, дискуссии, как всегда вопрос: что делать?
А что же средний бизнес, где он? Вроде, как и нет его. Ан, есть.
Не так уж и плохо ему и жилось на свете все это время. И во многих случаях средним-то его и назвать уже трудно. Заприметили, важной частью отрасли называют. Перспективы еще большие сулят. Может уже и крупным стал?
Пережил все трагедии старшего брата (крупного бизнеса). Самого в это время не касались: не до тебя - дела поважнее есть.
Ну, не до меня, значит, не до меня. И дальше своим делом молча заниматься,не привыкать, так оно с детства повелось.
А, как говорится, по крупинке…
Старший брат стабилизировался, живет своей жизнью, зачастую абсолютно непонятной брату среднему. Младший как-то успокоился, суетится в своей песочнице.
А тут смотришь, и к тебе пришли, интересуются: как жив-здоров? Какие планы? Не нужно ли чего?
- Да чего мне нужно? Когда нужно было, всем ведь не до меня было. Как-то сами мы привыкшие. Потихоньку-полегоньку. Все у нас есть, к кризисам готовы, вперед с оптимизмом смотрим, растем потихоньку.
- Растете, говорите? И до какого уровня расти будете? Вы себя сами-то еще не мерили?
А то, может скоро уже и не средние будете? А там совсем другая жизнь. (Интересно, какая?)
Вот мы, средние, и задумались.
А какие мы: малые или большие?
Некоторые из нас Правительство попросили иначе нас называть. Мол, не какие мы «не средние» (участник видеоконференции с Премьер-министром В.В.Путиным об Агентстве стратегических инициатив, май 2011 года).
Мне, если честно, много не надо. Дело у меня есть, цель есть. Привык ничего не просить - с 90-х годов самостоятельно проблемы решаем. Мы много не просим, и от нас многого не требуют. А средний… Да пусть хоть как зовут, главное, чтобы меньше внимания обращали. Мне так проще, мне так удобнее.
Чем объяснить внимание государства к среднему бизнесу именно в настоящее время?
Успешные представители среднего бизнеса сейчас - это компании, деятельность которых ведется примерно с 90-х. За это время они смогли выстроить прочные долгосрочные бизнес-отношения, проверить на практике различные бизнес-модели, выстроить четкую систему производственных взаимосвязей.
Согласно исследованиям, такие компании в кризисное время не испытывали больших трудностей. В первую очередь из-за гибкой системы реагирования на внешние раздражители - масштаб компании именно такой, что легче адаптируется к новым условиям.
Наоборот, многие из них извлекли пользу именно в период кризиса. Многие конкуренты уходили, освобождая сегменты рынка. Становились дешевле многие ресурсы. И многое другое.
В общем, эффективность была доказана.
Что конкретно государство хочет от представителей этой категории бизнесменов сейчас, не до конца понятно. С одной стороны, желание и возможности работать и развивать, это именно то, что сейчас нужно и даже необходимо в рамках построения инновационной модели развития страны.
С другой стороны, вчерашний средний сегодня может стать и крупным.
А в случае объединения друг с другом - и довольно серьезным игроком. А здесь уже другие, как возможности самого игрока, так и иные взаимоотношения с остальными.
Быть может, это как дальновидный шаг государства в сторону бизнеса?»
Вот такое письмо, вот какие слова. И этому коллективу, и другим - мелким, средним и большим - придется наполнять Бюджетное послание конкретикой, финансами, заниматься развитием. Себя, коллектива, своей страны, из которой утекают деньги,
в которой к тому же высокие миграционные настроения.
А так хочется, чтобы и крупные инвестиции в Россию, и лучшие кадры – в Новосибирский Академгородок или Сколково, а за рубеж – на отдых, на стажировку, с желанием поскорее вернуться на Родину. Сюда, где перспективнее, интереснее, и все равны, как собравшиеся за большим круглым столом.
Михаил Герасименко, финансовый обозреватель,
лауреат премии Ассоциации российских банков
|